Елена Соколовская,партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» | |
Актуальные вопросы «антимонопольного» процесса
При осуществлении контрольной деятельности ФАС России рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которых необходимо соблюдение баланса интересов сторон, участвующих в деле. На практике же такого баланса достигнуть бывает довольно сложно.
В первую очередь, соблюдение баланса интересов актуально для ответчиков по делу. Именно данная сторона процесса зачастую сталкивается с рядом проблем в ходе возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, разрешение которых непосредственно влияет на возможность эффективного и полного представления своих интересов по делу.
Одной из актуальных проблем в данной сфере является обеспечение лицам, участвующим в деле, прежде всего ответчикам (они находятся в наиболее уязвимом положении), доступа к материалам дела, содержащим коммерческую тайну.
Стоит отметить, что предпринимались попытки разрешить данную проблему, в том числе на законодательном уровне. Так, «четвертым антимонопольным пакетом» Закон о защите конкуренции был дополнен статьей 45.2. В ней установлен порядок доступа к содержащим коммерческую тайну материалам дела участвующих в нем лиц при условии принятия обязательства о неразглашении такой информации под расписку. Однако на практике обладатели сведений, составляющих коммерческую тайну, как правило, не дают свое согласие на раскрытие подобных сведений другим сторонам по делу. В связи с этим вышеуказанный алгоритм оказался фактически не работающим.
На практике нередки случаи, когда лица по делу при представлении документов в ФАС России заявляют о том, что вся содержащаяся в них информация составляет коммерческую тайну. И само заявление о нарушении антимонопольного законодательства, и последующие ответы на запросы, на основании которых ФАС России устанавливает признаки наличия антимонопольного нарушения, представляются в материалы дела в качестве информации, составляющей коммерческую тайну.
Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ установлен порядок отнесения информации к коммерческой тайне. Однако стороны (как правило, заявители по делу) зачастую злоупотребляют своим правом и предоставляют в ФАС России информацию, которой намеренно присваивают статус коммерческой тайны, хотя для нее режим коммерческой тайны в предусмотренном законом порядке не был установлен.
Таким образом, учащающиеся случаи недобросовестного поведения со стороны заявителей по делу негативно сказываются на возможности ответчиков реализовывать свое право на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
Вместе с тем механизм по борьбе с такими недобросовестными участниками процесса все же существует. Согласно пункту 4 Разъяснений Президиума Федеральной антимонопольной службы «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства…» от 21.02.2018 № 13 антимонопольный орган вправе запрашивать доказательства принятия лицом, представившим информацию, мер по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну. Однако на практике данный механизм применяется антимонопольным органом достаточно редко.
В то же время, согласно части 14 статьи 44 Закона о защите конкуренции, определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению должно в том числе содержать основания, послужившие поводом к возбуждению дела. На практике же в определении о назначении дела к рассмотрению нередко раскрываются обстоятельства и доказательства, на основании которых антимонопольным органом был сделан вывод о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, в достаточно обобщенном виде, без конкретики. Таким образом, ответчики по антимонопольному делу не имеют полного представления о том, какие именно доказательства послужили основанием для возбуждения дела.
В настоящее время наблюдается еще одна проблема: Закон о защите конкуренции содержит во многом слабый механизм борьбы со случаями неоднократной подачи жалоб одним и тем же лицом по одним и тем же фактам в отношении одного и того же хозяйствующего субъекта, по ранее поданному заявлению которого антимонопольный орган уже принял решение об отказе в возбуждении дела. С учетом вышеизложенного зачастую невозможно досконально установить из «открытых» материалов дела все основания его возбуждения.
Необходимо отметить, что Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 04.03.2021[1]подтвердил, что приказы ФАС России о возбуждении дела могут быть оспорены как ненормативные правовые акты по основаниям, исключающим возможность возбуждения дела согласно части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, в том числе в связи с тем, что заявление не содержит новых доказательств, которые раньше ФАС не были известны.
Полагаем, что обращение в суд с заявлением об оспаривании приказа о возбуждении дела и определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению является крайней мерой. Ее может избрать ответчик, защищая свое право на всестороннее, полное и объективное рассмотрения дела. Вместе с тем, если практика не изменится, то существует риск того, что число обращений в суды с подобными исковыми заявлениями может возрасти.
В сложившихся обстоятельствах приходится констатировать, что процесс рассмотрения антимонопольных дел в настоящий момент имеет на практике ряд существенных недостатков. И без их устранения невозможно добиться состязательности сторон, а также всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Важно отметить, что первостепенную роль в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства играет исследование материалов и доказательств, представленных со стороны всех участников процесса, непосредственно в антимонопольном органе, а не на стадии возможного последующего судебного разбирательства (на это Верховный Суд обратил внимание в пункте 55 Постановления Пленума № 2). Поэтому у всех участников еще на стадии рассмотрения антимонопольного дела в антимонопольном органе должна быть возможность своевременно и полно знакомиться со всеми ключевыми материалами антимонопольного дела и своевременно представлять свою аргументированную позицию относительно этих материалов.
Полагаем, что обозначенные проблемы можно решить путем внесения необходимых изменений в антимонопольное законодательство и выработки правильных правоприменительных подходов регулятора, направленных на реальное обеспечение баланса интересов сторон при рассмотрении антимонопольных дел в антимонопольном органе, в рамках уже существующего правового поля.
[1] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».