Академия ААЭ

Интервью с Ириной Акимовой об онлайн и оффлайн ритейле

Ирина Акимова,

адвокат, партнер практики конкурентного права BGP Litigation, член Генерального совета Ассоциации Антимонопольных Экспертов, доцент Базовой кафедры ФАС Финансового университета при Правительстве РФ

 

В последнее время с учётом роста влияния крупных торговых сетей и маркетплейсов на рынках присутствия закономерно возрастает необходимость более подробного регулирования и определения правил игры на рынке.

Наблюдая за последними инициативами в области онлайн и оффлайн ритейла, можно сделать вывод, что внимание со стороны регуляторов действительно возросло. Например, нельзя не обратить внимание на инициативу по увеличению доли доминирования торговых сетей в субъектах Российской Федерации, на законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов. Инициативы, на наш взгляд, действительно масштабны и стоят внимания.

 

Оффлайн ритейл. Доля доминирования: увеличить нельзя оставить 25% — как правильно?

В последние годы на рынке произошли существенные изменения. Ряд ритейлеров прекратил самостоятельную деятельность и стал частью более крупных торговых сетей, что не могло не привести к изменению уровня концентрации на рынке. Действительно, ситуация на рынке меняется таким образом, что федеральные торговые сети стремительно расширяются как за счет открытия новых точек в границах муниципальных образований, так и за счет покупки более мелких хозяйствующих субъектов, которые не выдерживают конкуренции и продают свои активы за привлекательную цену. Подобная ситуация вызвала необходимость обсуждения вопроса о целесообразности повышения порога доминирования торговых сетей с действующих 25 % до 35 %.

Целесообразность повышения предельно допустимой доли торговых сетей объясняется тем, что порог доминирования в рамках одного муниципального образования больше не может обеспечивать реальные потребности бизнеса.

 

Существует ли видимые риски для состояния конкуренции в случае повышения пороговых значений?

Безусловно, риски есть и они существенные. Главный вопрос, на который стоит обратить внимание, это вопрос о том, не станет ли повышение пороговых значений доминирования стимулом к созданию высококонцентрированных рынков и созданию дополнительных препятствий для небольших производителей, которые будут «бороться за полки» торговых гигантов? На этот аспект уже обратила внимание ФАС России, негативно оценив последствия для конкуренции в случае внесения изменений в Закон о торговле.

Данные риски особенно актуальны для крупных мегаполисов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, в которых доля присутствия крупных торговых сетей и так велика и не сопоставима с долями иных участников рынка, которые зачастую не выдерживают давления со стороны крупных игроков и вынуждены впоследствии покидать рынок.

С повышением допустимой доли на рынке возрастает вероятность того, что количество небольших хозяйствующих субъектов сократится к минимуму, что негативно отразится не только на возможности потребителя выбрать, где приобрести необходимые товары, но и может сыграть злую шутку для небольших региональных производителей, продукция которых в большей степени представлена в небольших торговых точках.

Вместе с тем возможность таких производителей быть представленными «на полках» торговых сетей практически равна нулю из-за наличия широкого перечня требований к контрагентам со стороны торговых сетей, в т.ч. в части объемов поставки.

Следовательно, повышение допустимого порога доминирования создаст ограничения для входа на рынок новых игроков и прежде всего — небольших региональных производителей. Также при открытии нового сетевого магазина повышается интерес потребителей к такому торговому объекту и, соответственно, снижается спрос на продукцию супермаркетов «у дома».

 

Возможно ли найти компромиссное решение в сложившейся ситуации и в равной мере учесть публичные интересы в виде защиты конкуренции и частные интересы бизнеса?

На наш взгляд, говоря о возможности повышения доли торговых сетей, следует применять дифференцированный подход в зависимости от потребностей конкретного региона, который стал бы тем самым компромиссным решением.

Действительно, в отдельных регионах повышение доли торговых сетей благоприятно отразится на состоянии конкуренции и возможностях потребителей. В первую очередь, речь идет о наиболее отдаленных регионах, в которых наблюдаются трудности с логистикой и созданием политики ценообразования, которая бы равной степени была выгодна как ритэйлу, так и потребителям.

Следовательно, главным плюсом реализации предложенной инициативы является повышение интереса крупных торговых сетей в развитии бизнеса в отдалённых регионах страны, поскольку закупочная мощность федеральных торговых сетей позволит снизить издержки на логистику и предложить потребителям большой ассортимент товаров по более низким ценам, что особенно актуально для дальних регионов, в которых цены на продукцию существенно отличаются от цен на аналогичную продукцию в центральной части России.

Таким образом, рост числа магазинов крупных ритейлеров поможет обеспечить потребителей товарами по доступным ценам, а также позволит насытить рынок продукцией в сельской местности.

 

Законопроект о регулировании маркетплейсов: все ли так плохо?

Отношения с покупателями, пунктами самовывоза, порядок взаимодействия, заключения договоров, реализация и поставка товара – то, что существенным образом отличает маркетплейсы от торговых сетей, и в настоящее время детально не урегулировано положениями действующего законодательства и определяется маркетплейсами самостоятельно.

В связи с необходимостью выстраивания сбалансированных и понятных для всех участников правил, которые внесут ясность в работу электронной коммерции и заложат основу для долгосрочного развития отрасли, депутатами Государственной Думы был подготовлен проект федерального закона № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Вместе с тем законопроект не встретил единогласное одобрение со стороны компетентных органов, поскольку позиция о необходимости регулирования отношений владельцев маркетплейсов, продавцов и покупателей на уровне отдельного федерального закона также поддерживается не всеми профильными ведомствами. Так, в Минцифры отмечают, что принятие отдельного федерального закона – мера избыточная, в Минэкономразвития и ФАС России, напротив, полагают, что с учётом специфики деятельности маркетплейсов существует необходимость более детального регулирования их деятельности.

На наш взгляд, цель законопроекта оправдана условиями современных реалий, возросшей востребованностью маркетплейсов как среди потребителей, так и среди предпринимателей, которые осуществляют реализацию практически абсолютно любого товара (как продовольственных, так и непродовольственных) через цифровые платформы.

В настоящее время маркетплейсы в отсутствие чёткого правового регулирования, по сути, свободны в определении правил взаимодействия как с продавцами и покупателями, так и с пунктами выдачи, которые зачастую вследствие одностороннего определения «правил игры» вынуждены работать на условиях, которые противоречат их коммерческим интересам.

Законопроект предусматривает, в частности, требования к договорам об оказании услуг агрегатора информации о товарах и договорам, заключаемым владельцем агрегатора информации о товарах с владельцем пункта выдачи заказов. Кроме того, содержит требования к организации и осуществлению деятельности агрегаторов информации о товарах и правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке.

Вместе с тем текст законопроекта всё же требует доработки, поскольку предложенные понятия действующим российским законодательством используются для иных терминов либо предполагают иной смысл.

Учитывая, что основным регулятором деятельности маркетплейсов является ФАС России, в итоговом докладе о развитии конкуренции за 2023 год служба анонсировала разработку закона о регулировании маркетплейсов совместно с Минпромторгом, Роспотребнадзором и другими ведомствами.

Полагаем, что с учётом снятия моратория на применение антимонопольных запретов к IT-компаниям и, соответственно, возможностью ФАС России в настоящее время применять введённую в рамках пятого антимонопольного пакета статью 10.1 Закона о защите конкуренции, запрещающую злоупотребление доминирующим положением владельцам цифровых платформ, унификация таких правил регулятором оправдана.

Таким образом, учитывая масштабы рынка маркетплейсов, на наш взгляд, в целях упорядочения деятельности онлайн-торговли, недопущения различных злоупотреблений со стороны сильных игроков рынка принятие отдельного федерального закона является необходимой мерой.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал BGP Litigation «Конкурентное право»: обзоры, новости, практика рассмотрения антимонопольных дел.